circassia

Другая история Кубани. Черкесы

Виталий Штыбин

circassia

Краснодарский край, Кубань. Регион противоречий. Как его только не воспринимают – местные его ненавидят и любят. Ненавидят за показную лубочность. Это и ряженые казаки, в состав которых может попасть любой желающий и полномочия которых день ото дня растут как на дрожжах, подпитывая национальные порывы местной власти, и потешные ярмарки, и плакаты казаков в обнимку с черкесами, и их же парады и памятники Екатерине, загаженные голубями. Любят за то, что все-таки богатый и теплый край. Не местные его презирают и любят. Презирают за то, что за МКАДом и за хамство, сравнимое с московским, а еще за жлобский менталитет местных. Любят за Сочи, море, яблоки.

А есть еще приезжие, коих тут сложно разделить, ибо край этот всегда был мультинациональный в определенной мере, а 150 лет назад стал превращаться в Вавилон из языков и народов, с поправкой правда, что Вавилон на руинах.

Есть, конечно, ряд напряженных моментов, связанных с гражданами РФ из близлежащих регионов – но тут все намного спокойнее, чем в остальной РФ. Речь не об этом. Речь о последней категории, а именно исконно местных, проживающих как в крае, так и в маленькой республике, аппендицитом приютившейся вдоль берегов рек Кубани и Белой.

Их отношение к краю самое загадочное, ибо подозреваю, что его просто нет вообще, никакого отношения – просто пустота. И это очень странно, поскольку именно эта категория людей, точнее народностей, пострадала более всех. Вспоминаются слова индейца Джеронимо, сражавшегося с армией США в конце 19 века на протяжении 25 лет. После поражения, он сказал, что теперь дух его народа мертв, несмотря на то, что физически его потомки будут жить и процветать в новом мире. По всей видимости, это же явление постигло Адыгею, причем вкупе с трагическими событиями 20 века вычистило из памяти людей прошлое, как в историческом плане, так и в плане менталитета. Ничего общего. Хотя да, есть несколько человек, как в России, так и в мире, которые борются за восстановление Черкесии, срыв Олимпиады и прочие активы – но это политика, ментальность, однако, уже не вернуть. В России она исчезла усилиями сначала Империи, а затем и страны Советов, за рубежом же потомки адыгейцев рассеялись сначала по Ближнему Востоку, где чуждый им мусульманский менталитет полностью вытеснил традиционное мировоззрение, произошла полная ассимиляция. Впрочем, во времена переселения там была еще Османская империя, которая строила свою внутреннюю политику как современные США – никаких наций, все османы и точка.

Все это лирика. К чему я это пишу? А к тому, что хочу понять, как так получилось, что такой драматический и масштабный период в истории нашей страны оказался не просто за бортом, а в полной изоляции, и при том даже не столько в РФ, сколько у нас в крае. С самого детства, в школе, в ВУЗе, нас учили одному и тому же – вот правила Екатерина Великая, и решила расширить границы, переселив на Кубань часть казаков. А потом бац! сразу станицы появились, Крымская война, Турецкая война, а потом сразу революция и СССР. И ничего о Кавказской войне. О ней если и говорят, то только в рамках восстания Шамиля в Чечне и ни слова о черкесском мухаджирстве, о тяжелой службе наших солдат в крае в те времена.

Так вот, я решил кратко пробежаться (насколько это вообще возможно кратко) по периоду от переселения казаков до советской власти в нашем крае, субъективно, по-своему, описав эти события на основании того, что сумел изучить за последний год из разных источников.

Итак, вопрос 1 – переселение казаков.

Вы, наверное, себе представляете из школьной программы, что жили себе Запорожские казаки, турецкого султана тревожили, императора российского игнорировали, и было у них все хорошо и гарно, как в том мультфильме про казаков. Вовсе нет.

Так уж сложилось, что Российская империя в середине 18 века (перед самым переселением на Кубань) уже владела всей северной и западной частью Украины. На Кубани в то время, в ее северной от реки части, в поле жили кочевые ногайцы – это осколок Золотой Орды, степное племя, ранее обитавшее на Севере Каспия, в Казахстане. Российская империя частенько стравливала их с кавказскими народами в своих военных целях, такой буфер передовой. И надо сказать, они редко подводили, ибо с кавказцами у них еще до русских были напряженные отношения. Но так случилось, что самую большую кочевку на Кубани императорские войска решили ликвидировать и очень круто подставили, лично Суворов, еще молодой, руководил той «рубкой ногайцев», после чего эти ногайцы были ассимилированы, расселены или депортированы в Турцию. Остатки их, в небольшом количестве, осели в Херсонской области Украины, Крыму и Дагестане став самыми верными подданными империи. Там же они по сей день и живут.

Таким образом, вокруг Запорожской Сечи образовался капкан, и его тут же решили захлопнуть, ликвидировав свободную Сечь. Екатерина так и сказала казакам – давайте дуйте на Кубань, других вариантов нет. Двухнедельное посольство в Питере от казаков исхода не решило. В итоге собрались казачки и разделились, одни ушли на Кубань в болота жить, другие в Турцию (в район нынешней Румынии, где по сей день живут их потомки).

Так на Кубани появились поселения. Причем первые лет 15 жили они вполне мирно с местными адыгами. И даже пару раз выступали с медными пушками на защиту соседних бжедугов в междоусобных  войнах.
А дальше началось.

Вопрос 2 – почему началось?

А началось, вовсе не потому, что кто-то кому-то насолил. Дело в том, что еще со времен Запорожской Сечи, как императорские войска, так и сами казаки любили ходить на турок. И в частности, в нашем крае, уж больно пришлись им по вкусу такие цели, как крепости Анапа и Суджук-Кале (чуть южнее Новороссийска). Императорские войска даже пару раз брали Анапу во времена войн, но ненадолго, ибо удержать ее во враждебном регионе было трудно. Казаки же туда ради грабежа и славы ходили, в основном бесславно и даже местами катастрофически. А еще был у них такой типаж, как богатыри. В одиночку они ходили на пустынные берега Кубани и там сходились с такими же богатырями-черкесами. Этакие былинные битвы, реслинг 18 века.

Естественно турки от всего этого безобразия в регионе напрягались. А особенно сильно они напряглись, когда казаки поселились на Кубани.

Прямое нападение им было сделать сложно ввиду того, что Кубань подчинялась Турции лишь номинально. Точнее турки считали ее своей, а адыгейцы считали, что просто позволили занять им на берегу торговые точки, чтобы самим удобно было торговать и только. Есть даже рассказ о том, как взбесился турецкий паша, когда адыгейские старейшины ответили ему отказом в принятии власти. Он сообщил им, что после войны их территория вновь по договору возвращена султану, а старейшины ответили ему, что ни русским, ни туркам никогда эта земля не принадлежала, и что султан с царем делили птичку на дереве, которую если он хочет, может попробовать поймать.

Так вот, турки в ответ начали пропаганду ислама. Именно тогда он впервые появился на Кубани. Тогда же они стали платить деньги за пленников, а учитывая дикую и простую природу местных жителей, легкий заработок стал  туманить умы горцев, как туманят игровые автоматы ярых игроманов.

И тут встает вопрос 3 – а каков же менталитет и религия адыгов, если не ислам?

Самое большое заблуждение думать, что все адыгейцы мусульмане. Между прочим, они были христианами и намного раньше Руси. Да-да, в первых веках новой эры, сразу после Грузии и Армении, так называемая Зихия, адыгейская страна, стала христианской. В Византии был даже представитель отдельной Зихской Церкви, был у них и свой епископ.

Почти тысячу лет были адыги христианами, пока не пала Византия и не стала угасать религия. Еще 100 лет назад по всему краю можно было встретить кресты на возвышениях и развалины древних церквей, а в обычаях местных жителей сохранялись христианские обряды. Что говорить, даже самые ярые мусульмане из адыгов продолжали и продолжают праздновать Пасху.

Но как ни странно, собственные религиозные убеждения оставались сильны всегда, практически до 30-х годов 20 века, когда советская власть вырубила все священные рощи в крае. Да-да, дубовые священные рощи, как у друидов, где стояли дома поклонения природе и животному миру. Верховным божеством был Тха, который, как и Зевс, жил на вершине горы Ошхамахо (Эльбрус). Тха удивительный Бог. Он давал свободу выбора всем, поощрял жить так, как велит сердце, уважать стариков и женщин. В обществе адыгов не было разделения полов, мужчина и женщина были равны и даже более, женщина являлась сакральной, уважаемой в обществе. Были еще боги лесов, рек, морей, которым приносили жертвы за удачную охоту. Были боги грозы, и считалось великим счастьем умереть от удара молнии. Рыбачить не любили. Воду пили только из прохладных ручьев (это если говорить о горных жителях).

В общем и целом, религия и философия обширная и напоминает смесь конфуцианства, даосизма и друидизма. Люди, ввиду такой простой природной жизни, были как дети наивны и впечатлительны, что пагубно сказывалось на их общении с представителями «высших цивилизаций» и, особенно, при религиозном влиянии. Адыг мог нянчить щенка, а через час резать головы, но при том, даже отрезав их, как бы извиняясь, хоронил с почестями и уважением к врагу, поскольку сделал это не специально, а в силу толкнувших его на это злодейство внешних обстоятельств.

Мне кажется, что столь богатая и продуманная философия родилась далеко не в первобытном обществе и явилась результатом деятельности их очень далеких предков, живших во времена ранних пирамид Египта в районе реки Белой недалеко от Майкопа. Уже давно доказанный факт, что именно в этом месте находились крупнейшие в мире плавильни меди и кузни, поставлявшие медное оружие в древние Месопотамию и Египет, первым цивилизациям.

В общем, вот такая картина была внутри обширного общества, жившего на территории от Кубани до Черного моря и от Тамани до Северной Осетии.

Сама народность дробилась на племена с небольшим различием в языке. Примерно опишу территории их обитания – Натухайцы (Тамань, Анапа), Шапсуги (от Анапы до Горячего Ключа и от Славянска до моря, вдоль берега до Дагомыса), Бжедуги (вдоль Кубани в современной Адыгее), Темиргоевцы (к югу от Кубани напротив Усть-Лабинска) они были княжеским родом, что-то вроде адыгейской элиты, Абадзехи (к востоку от Усть-Лабинска до Кабардино-Балкарии и к югу от него же до Лаго-Нак), Убыхи – между Туапсе и Абхазией, Кабардинцы – собственно там же, где и сейчас. Последних покорили раньше всех, а потому они прятали своих князей-сопротивленцев в Адыгее.

Тут еще стоит подчеркнуть два момента – во-первых племена жили по-разному, изначально у них были вожди (уорки), княжеская элита, но незадолго до переселения казаков на Кубань, в нескольких племенах произошел переворот и народ взял власть, у этих племен создались народные советы. Потому и шла междоусобица. Во-вторых, есть легенда, о царе Инале, у которого были сыновья Темрюк, Бесленей, Бжедуг и проч. (остальных точно не помню уже), которые разделили племена между собой. Вот такая забавная история с детства известных многим топографических наименований.

Итак, мы плавно подходим к вопросу 4 – а что же дальше, что случилось с этими людьми?

А случилось пренеприятное. Сначала началась русско-турецкая война, в результате которой наши войска захватили турецкие крепости на берегу Анапы и Новороссийска. Уже тогда турецкая пропаганда работала во всю силу и обезумевшие от денег черкесы очень сильно напрягали наши войска, а особенно казачью линию на Кубани, где шла бесконечная партизанская война с совместным вырезанием ночами аулов и станиц сторонами. Причем, партизанщина эта длилась и в мирное время, то есть всего около 100 лет. В районе Темрюка и Приморско-Ахтарска даже действовали плавучие отряды головорезов (психадзе), из-за чего служба там напоминала чем-то современные нам Афганистан или Ирак, то есть считалась полной задницей.

После войны русские оставили крепости, и все повторилось, притом, что в Адыгее стали появляться первые имамы и минареты, хотя и этим последним доставалось на орехи от местных шаманов.

Потом была Крымская война, в которой адыгейцы не воспользовались преимуществом и остались нейтральными. Как они объясняли – нам не нужна война и не нужны ничьи стороны, лишь бы к нам на землю не лезли и все. Естественно всем было все равно.

Надо заметить, что в те времена Краснодарский край представлял собой дремучий лес и страшные непроходимые болота со скалами. На всех картах мира он был преимущественно белым пятном, никто толком не знал внутренней географии.

В это время на берегу были выстроены первые крепости – от Анапы до Гагр, маленькие, приютившиеся на скальных отвесах, постоянно в осаде и сообщающиеся только по морю. Служба в них была смертельной. От 50 до 100% личного состава крепостей погибало от малярии за год службы. Особенно страшно было в Абхазии, представлявшей собой одно сплошное болото в непроходимых скалах – там был постоянный голод и малярия, всюду грязь, а еще отряды, проходившие вдоль моря у скал (да, тогда дорог и туннелей не было) часто попадали в засаду и потом трупы людей и лошадей месяцами гнили у морского берега, поскольку никто не решался их оттуда тащить, боясь засады. В общем, берег Черного моря был сущим адом.

Все эти крепости были разрушены после Крымской войны. А в Архипо-Осиповке было еще хлеще, там крепость взяли горцы приступом, взяли потому, что им перекрыли пути для покупки еды, и они, отчаявшись, и получив отказы от наших войск в пропуске торговцев, зимой толпой кинулись в крепость. Был там солдат Архип Осипов, который взорвал погреб вместе с крепостью, когда понял, что им конец. Руины ее и по сей день над одноименным поселком на холме можно найти.

И вот началась Кавказская война, и шла она долго и в итоге закончилась пленением Шамиля и взятием аула Гуниб и Адыгея оказалась в кольце. Тогда и было принято решение захватить ее раз и навсегда.
По всем направлением разом пошли войска. Стоит отметить, что регион был густонаселенный, около 15 миллионов человек (сегодня в крае всего 6-7). Вся территория края, особенно горная, была наполнена домами, фруктовыми садами, пашнями, сложными ирригациями (как в Китае и Перу, с использованием ландшафта). Российское правительство решило проблему следующим образом – все уничтожать и сжигать, сады вырубать, пашни вытаптывать, дабы никто не убежал, чтобы потом вернуться, всех переселять к Кубани в болота, не желающих расстреливать и гнать к берегу моря, где по договоренности с турками, последние их заберут к себе. Пленных не брали. На пепелища аулов насильно переселяли казаков.

Понятное дело, во что превратилось это мероприятие. Берега Черного моря были переполнены беженцами. Вдоль крепостей были поляны, называемые частенько в наше время Ведьмиными, где в братские могилы сбрасывали всех – и наших солдат, как погибших, так и умерших от эпидемий, так и адыгейцев. Причем, последние к концу компании увеличились – ложились сами и умирали, поскольку в Турции оказалось еще хуже и многие не хотели плыть, а вернуться уже не могли. Множество утонуло на перегруженных судах, или просто ввиду коварства турок-перевозчиков, набивавших карманы. Самые жестокие бои происходили в районах от Туапсе до Сочи и от Усть-Лабинска до Сочи. Здесь сопротивление достигло пика. Здесь, на Красной Поляне и закончилась война, большим военным парадом.

Как описывали очевидцы – ущелье от Красной Поляны до Сочи и побережье моря представляли собой сплошные тлеющие руины в безмолвной тишине.

Примерно в то же время, на опустошенном побережье побывал писатель Василий Немирович-Данченко, старший брат известного режиссера. “Я проезжал кладбищем мертвого народа… – писал он в одном из очерков, – ни в чьих преданиях, ни в чьей песне не останется памяти об исчезнувшем народе, и скоро, проходя мимо его могил, мимо этих безмолвных и безлюдных аулов, никто не будет знать, какая жизнь кипела под этими плоскими кровлями”.

Эта война отразилась и на русских войсках, многие солдаты страдали тем, что сейчас называют Вьетнамский синдром, поскольку были из крестьян, и не понимали необходимости уничтожения мирных садов и пашен. Многие бежали еще в начале войны к адыгам, были приняты в их обществе и жили свободно, обзаведясь семьей. Эти факты старались прикрыть. В частности, если дело касалось офицерских чинов, их выставляли пленными. Иных отсылали подальше в Сибирь.

И тут остался лишь 5 вопрос – а что стало с теми, кто переселился?

Тут надо понимать, что решения о сопротивлении или переселении у многих принималось вождями или советом старейшин. И многие из тех, кто принял решение переселяться, жалели потом, поскольку принятое за них решение было сделано людьми, так или иначе подкупленными одной из сторон. Дворяне сманивали народ переселяться, принимая от императора или султана высокие чиновничьи статусы и богатые подарки. Короче говоря, верхушка себе жизнь обеспечила, а что с народом будет, уже не их дело. Таким образом, часть переселилась на Кубань, приняла подданство России, однако приняла мусульманство, чтобы не выглядеть совсем уж предательски. Итог мы знаем, растеряв свою ментальность, они так и не стали при этом мусульманами, советская власть всех сделала равными, не щадя никакой религиозной символики. Но они хотя бы осознают себя адыгейцами и говорят на своем языке.

Что касается тех, кто переселился в Турцию – там все печальнее. В первый же год турки поняли, что недооценили масштабов переселения, и не сумели правильно его организовать. Начались эпидемии, голод, местами каннибализм. Людей продавали в рабство за еду. В итоге, испуганное турецкое правительство разделило черкесов на части и расселило в наиболее дальние уголки империи. Многих насильно забирали в армию, на передовую, сражаться на Балканах с Россией. В итоге, они на долгие годы стали изгоями, многие же, как например убыхи – полностью утратили язык и религию и исчезли как самостоятельный народ. (В России небольшое количество около села Головинка, но язык утерян). К счастью, после распада Османской империи, черкесские общины сумели стать довольно важной частью элиты новых стран, сегодня они у высшей власти в Иордании, Сирии, Египте, Израиле (в армии).

Приход же советской власти на короткий промежуток поднял национальную волну образовав Сочинскую республику например, но она продержалась жалкие месяцы. В 30-е годы, в результате борьбы с религиозными пережитками были уничтожены последние следы адыгской религии в крае – дубовые рощи, а людей стали перековывать в советских граждан и атеистов. Сегодня внешняя обрядовая часть менталитета сохранена, но глубоких связей, причин и следствий не помнит почти никто, кроме ученых, также собственно, как и у славян.

Оригинал

  • Bidzina Savaneli

    • А. Толстой писал: “Есть две Руси. Первая Киевская имеет свой корень в мировой, а по меньшей мере в европейской культуре. Идеи добра, чести, свободы, справедливости, понимала эта Русь так, как понимал ее весь западный мир. А есть еще вторая Русь – Московская. Это Русь Тайги, монгольская, дикая, звериная. Эта Русь сделала своим национальным идеалом кровавую деспотию и дикую ожесточенность. Эта Московская Русь, из давних времен была, есть, и будет полным отрицанием всего европейского и ожесточенным врагом Европы”.

    • Ф. М. Достоевский «Нечто о Русском Вранье»
    «Отчего у нас все лгут, все до единого? Это именно потому, что у нас могут лгать даже совершенно честные люди. … Русская женщина меньше лжёт, многие даже совсем не лгут, но мужчин почти нет нелгущих». См. Ф. М. Достоевский, Дневник Писателя, Полное Собрание Сочинений, издание шестое, т. X, пар. XV, С.-Петербург, 1906, стр. 285-286.

    • ”Пьянство, малограмотность, тупость и убожество русского мужика, отставшего от Европы лет на двести, и до сих пор еще не совсем уверенно застегивающий собственные штаны, в очередной раз показывает, что с ним дружить нельзя, так как он рассматривает дружбу как слабость”. А. П. ЧЕХОВ.

    9 января 2017 года, на территории Грузии, в частности в Абхазии, российские вооруженные силы взорвали грузинскую Православную Церковь VIII века и кладбище Польских граждан. В тот же день, в другом городе в христианской церкви армяне стёрли фреску грузинского царя и старую грузинскую надпись. В тот же день, в третьем городе, старую Грузинскую христианскую церковь перекрасили и грузинский купол заменили российским. Это не единичные факты. В 1801 году они упразднили грузинское государство. В 1812 году они упразднили авто-кефаллию грузинской православной церкви. Затем запретили преподавание на грузинском языке в школах до 1917 года. В 1921 году оккупировали и аннексировали Грузию. В середине 30-ых годов и в 1949-1951 годах расстреляли интелигентную элиту Грузии. Более того, неотъемлемые части Грузии отдали Азербайджану и Армении, и Сочинский район присоединили к России. В 2008 году оккупировали и аннексировали Абхазию и т.н. Южную Осетию. Вот вам и единоверная православная Россия. Когда русские в лесу бродили, мы Евангелию переводили.» Каки Церетели (отрезок из речи на заседание Госдумы Царской России).